А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Кто читал "Кроме пыли и пепла", те, может быть, помнят, что в конце герои обсуждают, как договариваться о союзе с Тинголом… по идее, конечно, про это должен быть отдельный фик, того же формата, что "Кроме пыли и пепла" и, боюсь, того же размера... но вообще-то я писать продолжение изначально не планировала и вряд ли когда-нибудь соберусь. А читатели спрашивают про Дориат. И с самого начала спрашивали, и сегодня опять появился в комментах на Фикбуке этот вопрос.

А несколько дней назад Маленькое_солнышко спрашивала об этом в рамках флэшмоба "Вопрос персонажу".

Ответ получился относительно подробным (около 2000 слов), по форме является монологом Феанаро на соответствующую тему. Выношу его отдельным постом, для всех, кому интересно.

Феанаро из "Кроме пыли и пепла" и вопрос - "Как прошла твоя поездка к Тинголу? Мне за тебя очень тревожно!"

читать дальше

@темы: Тингол, Феанор, Финголфин, мои фанфики, Кроме пыли и пепла, Сильмариллион

Комментарии
28.07.2019 в 22:46

Анкорина
Требовать у Берена отдать камень, это как требовать у Фингона после спасения Маэдроса что-то еще

Ну да, после спасения Маэдроса феаноринги имели полное право требовать, чтобы он вернул его им, а не оставлял работать на себя. Естественно, Фингону такое бы в голову не пришло, но если бы пришло, вообще-то, они могли бы даже набить морду и их нельзя за это осуждать. К Берену после добычи сильмарилла они не совались, не в последнюю очередь потому, что признавали его заслуги (Не КиК, но они в меньшинстве).

Никто не имеет права спасать нашего брата, кроме нас, даже если сами мы этого не делаем, так что ты попал

Ну, никто не имеет права присваивать нашего брата себе, даже если он его спас. С эльфом-то тут всё очевидно. С Сильмариллом сложнее, конечно, но тут у них был очень масштабный глюк.

Они требовали отдать им камень. Требовали, а не просили. За удовлетворения требования как правило не чувствуют себя обязанными, и нет причин думать, что они бы почувствовали.

Думаю, они просто боялись показать, насколько сильно их судьба зависит сейчас от воли других эльфов, поэтому и вели себя нагло. Это, конечно, очень глупо, но большинство людей ведут себя похожим образом. Смысл наглеть в том, чтобы скрыть беспомощность. Так что чувствовали бы они себя обязанными.

Обменять фамильное чудо на сомнительный союз с очень условно (с точки зрения дориатцев) заслуживающим доверия противником, это совершенно не выгодная сделка, так что прагматические причины сразу отпадают.

Я не говорю, что выгодно сотрудничать с феанорингами. Я имела в виду, что если отдать им камень, можно компенсировать последствия его отсутствия за счет феанорингов, раз уж он им настолько необходим.

Пожалеть их, не читая Сильмариллион, а находясь внутри ситуации, очень сложно

Да нет, эта история всем была известна, а уж потомкам Берена и Лютиен - вот тристапроцентно. Они, конечно, не могли знать, кто победит, но то, что товарищи не успокоятся, пока не отвоюют сильмарилл, они знали стопроцентно. Я считаю, что, как короли, они были обязаны позаботится о том, чтобы их королевство не разнесли. Так что, если они добрые и адекватные, могли бы и отдать камень феанорингам, потому что жалко и их, и, в куда большей степени - их возможных жертв. Если же нет, зная, что эти лица всё равно припрутся, они должны были их убить и обеспечить защиту своему народу. Потому что если их не убить, они будут приходить снова и снова, пока не закончатся. А их семь штук. И они в любом случае погибнут, потому что клятва обязывает их вести себя так, и вариант, что они вдруг поумнеют, стремится к нулю. Так что при решении не отдавать камень феаноринги погибнут в любом случае, вопрос только в том, сколько невинных эльфов они заберут с собой. То, что Диор и Эльвинг этого делать не стали, говорит вовсе не об их милосердии, а о белопальтовости и безответственности.

Теперь они должны еще и получить камень, и за свой цирк с конями оказаться в шоколаде? И это своими руками должен устроить Диор, сын Берена и Лютиен?

Им он ничего не должен. Как правитель, он должен решить проблему. И Эльвинг тоже. Если они реально такие добрые и милосердные, то они могли бы пожалеть феанорингов. Если нет, то надо было разобраться, как от них избавиться, не дав разрушить свои королевства.
28.07.2019 в 23:23

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
По-моему, все довольно просто. Возвращение Сильмарилей к феанорингам БЕЗ их отказа от своей Клятвы и права на Сильмарили означало лишь возвращение Сильмарилей к Морготу и их бездействие, а следовательно, и гибель всего Средиземья и его жителей. Поэтому это было хуже, чем подвергать опасности от феанорингов только свой народ.

Конечно, Диор и Эльвинг не могли это четко сформулировать или предвидеть последствия, но что-то подобное они, имхо, смутно чувствовали, потому и противились отдаче Сильмарилей.
29.07.2019 в 01:36

Анкорина
Ilwen, а что мешало убить феанорингов?
29.07.2019 в 12:21

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Ну да, после спасения Маэдроса феаноринги имели полное право требовать, чтобы он вернул его им

Анкорина, ну, как бы, Маэдрос живой эльф со своей волей, и если бы он, допустим, не хотел возвращаться к братьям, а хотел остаток жизни прожить среди народа Финголфина, то никто не имел бы права требовать его вернуть, куда он не хочет.

Сильмариллы - камни. Но, если вспомнить про одобрение достойных и недостойных, камень, очевидно, хотел быть в роду Берена и Лютиен, насколько он может чего-то хотеть.

не в последнюю очередь потому, что признавали его заслуги

Или потому что боялись связываться. Все-таки Берен - единственный за всю историю Арды человек, вернувшийся из мертвых, ясно, что Эру благоволит к нему.

Думаю, они просто боялись показать, насколько сильно их судьба зависит сейчас от воли других эльфов, поэтому и вели себя нагло

И как при этом остальные должны узнать правду?

А если они должны руководствоваться только внешней стороной, то почему они должны идти на поводу у наглых неуправляемых дикарей, подходящих ко всему с позиции силы и использующих как оправдание для всего Клятву, которую они сами же и решили дать совершенно на пустом месте? (а с внешней стороны в этой ситуации они выглядят именно так).

Я не говорю, что выгодно сотрудничать с феанорингами. Я имела в виду, что если отдать им камень, можно компенсировать последствия его отсутствия за счет феанорингов, раз уж он им настолько необходим.

А я не думаю, что феаноринги согласились бы компенсировать, по крайней мере, до разорения Дориата, у них четкая позиция по камню - нам все все должны, а мы никому ничего.

Да нет, эта история всем была известна, а уж потомкам Берена и Лютиен - вот тристапроцентно.

С внешней стороны, как она с внешней стороны выглядит, я написала чуть выше.

Я считаю, что, как короли, они были обязаны позаботится о том, чтобы их королевство не разнесли.

С такой позицией нужно каждый раз сдаваться любому агрессору, а то мало ли, что-нибудь разнесут.

Что касается варианта с убийством, то нападение на таких же эльфов, как они сами, в Арде для эльфов гораздо более небывалое дело, чем убийство в нашем мире, так что спрашивать, почему дориатцы или жители Гаваней не напали первыми, это все равно что спрашивать, например, почему люди в наше время не практикуют каннибализм. Мол, зачем тратить средства, покупая говядину, да еще и неизвестно, свежая ли она... можно прохожего в парке тюкнуть и тут же съесть, и бесплатно и точно свежее (пока набирала, саму затошнило, но, надеюсь, это поможет передать мысль). Ответ - потому что нормальному человеку в обычных обстоятельствах такое даже в голову не придет в качестве альтернативы. Даже если нет денег на говядину, и вообще ни на какую еду, нормальные люди все равно вот этого делать не станут, и это говорит об их нормальности.
29.07.2019 в 21:38

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Анкорина, а что мешало убить феанорингов?

Хорошенький вопрос такой :) Ну vinyawende тут правильно сказала, что "принципы мешают" прежде всего. Даже в человеческой истории много примеров, что люди не желают нападать первыми даже если им лично или их близким или народу грозит опасность. Что уж говорить об эльфах! Кроме того, не так просто было "убить феанорингов", у них довольно сильные армии и сами они явно не лыком шиты.
08.09.2019 в 01:35

Анкорина
Ilwen, По-моему, все довольно просто. Возвращение Сильмарилей к феанорингам БЕЗ их отказа от своей Клятвы и права на Сильмарили означало лишь возвращение Сильмарилей к Морготу и их бездействие, а следовательно, и гибель всего Средиземья и его жителей. Поэтому это было хуже, чем подвергать опасности от феанорингов только свой народ.

О том, что победить Моргота могут только пришедшие с Эонве валинорцы, мы знаем из пророчества Мелиан, а она как раз просила Тингола вернуть сильмарилл феанорингам, так что если бы камень попал к ним, это никак не обозначало бы гибель Средиземья.

Маэдрос живой эльф со своей волей, и если бы он, допустим, не хотел возвращаться к братьям, а хотел остаток жизни прожить среди народа Финголфина, то никто не имел бы права требовать его вернуть, куда он не хочет.

Естественно. Я имела в виду не это, а позицию "Я его спас, так что ваш брат теперь - моя собственность, а если вам что-то не нравится, подумайте о том, почему вы не подумали спачти его сами за столько лет."


Сильмариллы - камни. Но, если вспомнить про одобрение достойных и недостойных, камень, очевидно, хотел быть в роду Берена и Лютиен, насколько он может чего-то хотеть.


А этот аргумент мог бы и с феанорингами сработать. Проверка, кому камень должен принадлежать, по его собственной реакции. Любая попытка решить проблему была бы лучше, чем ждать, пока феаноринги рассосутся сами.


Или потому что боялись связываться. Все-таки Берен - единственный за всю историю Арды человек, вернувшийся из мертвых, ясно, что Эру благоволит к нему.


Валар Эру тем более благоволит, что не мешало Первому Дому разругаться с ними в пух и прах. Думаю, Маэдрос не позволил бы КиК что-то предпринять против Берена, потому что уважал его, как и остальные.

как при этом остальные должны узнать правду?

А если они должны руководствоваться только внешней стороной, то почему они должны идти на поводу у наглых неуправляемых дикарей, подходящих ко всему с позиции силы и использующих как оправдание для всего Клятву, которую они сами же и решили дать совершенно на пустом месте? (а с внешней стороны в этой ситуации они выглядят именно так).


Нет, они не наглые, невоспитанные дикари и не на пустом месте дали Клятву. О том, что она могла значить, догадываемся даже мы, хотя культурный разрыв у нас с ними намного больше, чем у полулюдей, живущих в то воемя. Думаю, представить себе, что значит Клятва перед Эру, когда ваш мир погиб безвозвратно, про новый ничего не известно, и единственное, что в нем служит вам путеводной звездой - это похищенное сокровище вашего рода, вполне себе можно. И мотивацию феанорингов понять можно.


А я не думаю, что феаноринги согласились бы компенсировать, по крайней мере, до разорения Дориата, у них четкая позиция по камню - нам все все должны, а мы никому ничего.


Ну, Тинголу-то и компенсировать особо нечего - у него все есть, а охранять Дориат при Диоре или Гавани от орков они вполне могли, они и так всегда находились на рубежах, думаю, защищать союзников для них естественно.

Ваш пример с канибализмом не совсем корректен, если предположить ситуацию, в которой вы все равно намерены этих людей съесть. Вы знаете, что в любом случае съедите их, но может быть - сейчас и одних, а может быть - чинно-благородно, по жребьевке, когда съедены в конечном итоге окажитесь и вы сами и куча еще невинного народу. Что лучше?

09.09.2019 в 19:37

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
А этот аргумент мог бы и с феанорингами сработать. Проверка, кому камень должен принадлежать, по его собственной реакции. Любая попытка решить проблему была бы лучше, чем ждать, пока феаноринги рассосутся сами.

Анкорина, нет, не мог бы, они не учитывают никакие объективные обстоятельства, которые противоречат их позиции: камень их, им обязаны его вернуть.

Валар Эру тем более благоволит, что не мешало Первому Дому разругаться с ними в пух и прах. Думаю, Маэдрос не позволил бы КиК что-то предпринять против Берена, потому что уважал его, как и остальные.

Э, нет. Валар могут творить что-то по своей инициативе против воли Эру, они же родичи Моргота, а он творит. Но вернуть смертного мог только Эру. То есть тут его воля однозначна.

Нет, они не наглые, невоспитанные дикари и не на пустом месте дали Клятву

Но со стороны выглядит это именно так.

Нам понять феанорингов намного проще, потому что мы прочли книгу и знаем их глубже и лучше, чем в Арде могли знать даже друзья, не говоря об остальных.

Ваш пример с канибализмом не совсем корректен, если предположить ситуацию, в которой вы все равно намерены этих людей съесть

Нет, канибализм - только наступательная война против других эльфов. Если приходится защищаться от наступающих канибалов, то это уже нормально, вписывается в рамки возможного примерно так же, как защита от орков.
09.09.2019 в 21:51

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Анкорина, я считаю, что у Мелиан было "ограниченное" видение будущего. Она предвидела, что Сильмариль приведет к гибели Тингола - и только поэтому советовала отдать камень.
12.09.2019 в 17:36

Анкорина
нет, не мог бы, они не учитывают никакие объективные обстоятельства, которые противоречат их позиции: камень их, им обязаны его вернуть

Ни один герой не откажется от своих принципов по объективным причинам, а по мистическим это куда более вероятно.

вернуть смертного мог только Эру. То есть тут его воля однозначна.

Я недостаточно хорошо могу себе представить, что у них за религиозные представления, и как они относятся к верховному божеству, которое создало мир, но никак для связи недоступно. Я это понимаю по аналогии с большинством языческих пантеонов - демиург чаще всего в него не входит и либо свергается остальными, либо умирает, либо остается за кадром. То есть, их отношения с высшими силами всё-таки исчерпывается отношениями с валар.

Ну и, хотя они этого знать не могли, конечно, но Берееа вереули из-за того, что Лютиен пела перед троном Намо - это не влияло напрямую на Эру.

Нам понять феанорингов намного проще, потому что мы прочли книгу и знаем их глубже и лучше, чем в Арде могли знать даже друзья, не говоря об остальных.

Ничего подобного! Жанр не тот. В Сильмариллионе не прописаны подробно их мысли, чувства и переживания - ни как они восприняли смерть Финве, ни что для каждого из них значило повтореник клятвы перед смертью отца. Мы нигде не заглядываем им ни в голову, ни в сердце, и точно так же делаем выводы об их внутреннем состоянии на основе самих событий истории. Что мы знаем о них такого, чего не знает Диор или Эльвинг? Только то, что они и правда не отступятся до конца. Но вообще, это можно предположить в их ситуации, не предвидя будущего. А что Клятва - это не пустые слова, представителю мира, в котором это так, должно быть понятнее, чем нам.

канибализм - только наступательная война против других эльфов. Если приходится защищаться от наступающих канибалов, то это уже нормально.

Если убийство само по себе противно их природе, то не имеет значения, почему оно совершается. Нам было бы также дико есть мясо фашиста, который расстрелял нашу семью, как и любого другого человека - потому что не важно, кто он, важно, что мы не едим человеческое мясо никогда. Точка. Если же действие отвратительно только в каких-то конкретных условиях, то возможность с его помощью спасения жизни, как и того, что тебе дороже жизни, является достаточным условием.

L]Ilwen[/L], поняла Вашу точку зрения, спасибо за пояснение.
15.09.2019 в 23:20

А чем ты думаешь заняться, когда настанут холода?
Ни один герой не откажется от своих принципов по объективным причинам, а по мистическим это куда более вероятно.

Анкорина, так греется камень или нет, это тоже объективная реальность, в которой он либо греется в чьих-то руках, либо, опять же, нет.

Я недостаточно хорошо могу себе представить, что у них за религиозные представления, и как они относятся к верховному божеству, которое создало мир, но никак для связи недоступно. Я это понимаю по аналогии с большинством языческих пантеонов - демиург чаще всего в него не входит и либо свергается остальными, либо умирает, либо остается за кадром. То есть, их отношения с высшими силами всё-таки исчерпывается отношениями с валар.

Эльфы Валинора точно не воспринимали валар как богов и точно были в курсе роли Эру в создании Арды вообще и эльфов в частности, и относились к нему с большим уважением. В самых важных случаях в жизни называли его имя. И даже Феанаро, когда он уже сильно катил бочку на валар, слова против Эру не говорил никогда... имя его, правда, произнес не по делу, но это другое все же.

Ну и, хотя они этого знать не могли, конечно, но Берееа вереули из-за того, что Лютиен пела перед троном Намо - это не влияло напрямую на Эру.

Цитата из Сильмариллиона: "Но не властен был Мандос возвращать в пределы Мира умерших людей; не мог он также изме­нять судьбы Детей Илуватара. Потому он пришел к Манвэ, Владыке Вала­ров, что правит миром именем Илуватара; и Манвэ в поисках совета погру­зился в сокровенные глубины своего разума, где открылась ему воля Илу­ватара".

Когда Манвэ прозревает волю Илуватара, это не значит, что он сам придумывает, чего хотел бы Илуватар, он реально от Эру ответы получает. И если в итоге валар сделали то, чего вообще-то, как прямо сказано, не могли, - вернули Берена к жизни, то и с воплощением этого решения им Эру на этот раз помог.

Ничего подобного! Жанр не тот.

Жанр не имеет значения. Все равно мы знаем о них в целом больше, чем любой другой персонаж внутри мира. А кроме того, важно, что мы знаем правду, а не то, что восприняли субъективно. Эту историю придумал Толкин, как он записал, так и было дело.

Что мы знаем о них такого, чего не знает Диор или Эльвинг?

Мы знаем очень много такого, чего не знает Эльвинг: идейными вдохновителями нападения на Дориат были не Маэдрос, а Келегорм и Куруфин, которые там и погибли, так что, можно сказать, расплата их уже нашла, и можно считать гибель Дориата в какой-то степени отомщенной. При этом также не Маэдрос, и вообще ни один из феанорингов, не ответственен за оставление в лесу на смерть братьев Эльвинг, так что уже нельзя сказать, что, если она пойдет на то, чтобы отдать камень феанорингам, она предаст память братьев. В третьих, Маэдрос даже пытался их найти и спасти, не нашел, это факт, но хотя бы пытался и сожалел, когда не смог. Это все говорит, что он не чудовище, а неплохой и по-своему несчастный эльф. В-четвертых, мы знаем, что оставшиеся в живых феаноринги знали, где находится Сильмарилль, намного раньше, чем послали Эльвинг письмо, но ничего не предпринимали, потому что сожалели о содеянном в Дориате, что тоже говорит, что они, в общем-то, не так плохи, и их можно пожалеть.

Эльвинг же ничего этого неизвестно, она вообще не знает, ничего о феанорингах как об эльфах. Она знает, что время от времени они вмешиваются в историю ее семьи, выдвигают несуразные требования, гадят, пропадают с радаров, опять выдвигают несуразные требования и опять гадят. И как она должна их понять после этого? А уж тем более посочувствовать им?

У Диора представление о феанорингах, в целом, такое же, как у Эльвинг. Причем в его время там в целом и не найти объективных смягчающих обстоятельств, которых бы он не знал. Есть только субъективные: как Феанаро повернулся на Сильмариллях, что они застили ему целый свет, как на все был ради них готов, как сыновья любили его, и как важно им выполнить его волю и эти чертовы камни вернуть, не из собственного упрямства и общей отмороженности, а из любви к отцу. Я думаю, Диор мог бы их понять и пожалеть, если бы знал все это. Но он не знал.

ни как они восприняли смерть Финве, ни что для каждого из них значило повтореник клятвы перед смертью отца.

Но мы знаем и Финвэ, и Феанаро, какими они были, что значили для феанорингов, как погибли. Мы сами, можно сказать, пережили ужас и горе этих смертей во время чтения, поэтому нам легко представить, насколько еще хуже все это было для феанорингов и пожалеть их. Другие персонажи так глубоко в их личные дела и переживания не проникли, естественно.

Если убийство само по себе противно их природе, то не имеет значения, почему оно совершается

Имеет. Я точно помню, что уже приводила этот аргумент, но приведу еще раз, по ЗиОЭ, если один эльф нападет на другого и этим вынудит, защищаясь, убить, то смерть на совести нападавшего.